Как пишет Александр Массов, «Крейсер «Громобой», только что построенный на Балтийском заводе в Петербурге, был направлен на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры, и первоначально его заход в Австралию не планировался».
Изменения были внесены из-за торжеств по поводу важнейшего события в истории Австралии – возникновения федерации и создания нового государства предстоящего в первой половине 1901 года.
По соображениям дипломатического этикета для приветствия и почетного эскорта герцога и и герцогиня Йоркские было сочтено необходимым направить в австралийские воды русское военное судно. Не желая уронить престиж России, Николай II начертал на докладе резолюции: «Желательно послать крейсер». Командиру крейсера «Громобой» К.П. Иессену было предписано посетить Мельбурн, что он и сделал. «Крупнейший из когда-либо посещавших австралийские воды» крейсер Громобой заплыл в порт Albany ( Perth) 24апреля 1901 года и в Port Phillip (Мельбурн) 30 апреля 1901 года.
Громобой в Мельбурне
Нарядно украшенный крейсер почти ежедневно производил артиллерийские салюты. Иессен и офицеры корабля были гостями на церемонии открытия первой сессии федерального парламента 9 мая 1901 года и, разумеется, участвовали в бесчисленных официальных приемах. В свою очередь, австралийские должностные лица (было разослано около 500 приглашений) нанесли ряд визитов на борт русского корабля.
Герцогу Йоркскому очень понравились «ухаживания» и он обратился непосредственно к Николаю II с просьбой разрешить Иессену вместе с вверенным ему кораблем сопровождать его и герцогиню в качестве почетного эскорта в Сидней.
В Сидней крейсер Громобой заплыл 25 мая 1901 года. Как и все иностранные корабли он расположился на северном побережье Сиднея. Якорь был сброшен в Athol Bight (Athol Bay) и корабль был открыт для публичного осмотра каждый день с 2 до 5 часов с понедельника до пятницы. Разрешение на посещение судна публикой было получено г-ном У. Г. Тоддом, управляющим Sydney Ferries Limited, от капитана Ч. Х. Иессона.
С каждой стороны крейсера были установлены пантоны, и в течение дня флотилия паромов ( ferries) поддерживала 10-минутное сообщение от причалов Circular Quay. По оценкам, в течение одного дня возможностью осмотреть крейсер воспользовались около 3000 человек. Интерес к «Громобою» имел много причин – это был совершенно новый и современный во всех отношениях крейсер с большим количеством скорострельных орудий и пулеметов. У каждого из орудий находились матросы, и они неутомимо объясняли группам заинтересованных зрителей сложный механизм оружия. Большинство офицеров хорошо говорили по-английски и проявяли особую вежливость к людям на борту.
Крейсер уплыл 20 июня 1901 года. А на австралийском берегу осталось 11 матросов. Визит крейсера «Громобой» в 1901 году был отмечен массовым дезертирством моряков. За время стоянок в Сиднее и Мельбурне с корабля сбежало 47 человек.
Большая часть беглецов стремилась попасть на золотые прииски, соблазненная надеждой на быстрое обогащение, о чем писал в своем официальном донесении командир крейсера. Он объяснял побеги происками говорящих по-русски евреев, которые сманивали и вывозили моряков вглубь страны при ложных обещаниях о «легчайшей там наживе».
Перед уходом «Громобоя» из Мельбурна в Сидней Иессен был вынужден даже оставить в столице Виктории мичмана Д. Врангеля, которому предстояло забрать беглецов на корабль в случае, если их обнаружит полиция.
Часть из убежавших была действительно поймана, часть вернулась добровольно, однако к моменту ухода из Австралии команда не досчиталась 11 человек. Среди них Афанасий Платонович Морозов (он же Афанасий Каргополов и Джек Моррис), Иван Полещук, Александр Малышев (1879-1949, Брисбен). Имена других история пока не раскрывает.
-----------------------------------------------
THE GROMOBOI. (1901, June 2). Sunday Times (Sydney, NSW : 1895 - 1930), p. 2. http://nla.gov.au/nla.news-article125880137
THE RUSSIAN CRUISER GROMOBOI. (1901, June 4). The Sydney Morning Herald (NSW : 1842 - 1954), p. 6. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article14388921
ON BOARD THE RUSSIAN WARSHIP GROMOBOI. (1901, June 22). Australian Town and Country Journal (Sydney, NSW : 1870 - 1919), p. 32. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article71468645
On Board the Russian Warship Gromoboi. (1901, June 22). Australian Town and Country Journal (Sydney, NSW : 1870 - 1919), p. 35. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article71468814
"OVERTIME CLAIMED." Standard (Port Melbourne, Vic. : 1884 - 1914) 18 March 1905: 4. Web. 31 Jul 2021 <http://nla.gov.au/nla.news-article164439889>.
https://humus.livejournal.com/3175371.html
https://australiarussia.com/gromoboi.htm
https://russiananzacs.net/Pollejuke
https://russiananzacs.net/MorozoffA/
Изменения были внесены из-за торжеств по поводу важнейшего события в истории Австралии – возникновения федерации и создания нового государства предстоящего в первой половине 1901 года.
По соображениям дипломатического этикета для приветствия и почетного эскорта герцога и и герцогиня Йоркские было сочтено необходимым направить в австралийские воды русское военное судно. Не желая уронить престиж России, Николай II начертал на докладе резолюции: «Желательно послать крейсер». Командиру крейсера «Громобой» К.П. Иессену было предписано посетить Мельбурн, что он и сделал. «Крупнейший из когда-либо посещавших австралийские воды» крейсер Громобой заплыл в порт Albany ( Perth) 24апреля 1901 года и в Port Phillip (Мельбурн) 30 апреля 1901 года.
Громобой в Мельбурне
Нарядно украшенный крейсер почти ежедневно производил артиллерийские салюты. Иессен и офицеры корабля были гостями на церемонии открытия первой сессии федерального парламента 9 мая 1901 года и, разумеется, участвовали в бесчисленных официальных приемах. В свою очередь, австралийские должностные лица (было разослано около 500 приглашений) нанесли ряд визитов на борт русского корабля.
Герцогу Йоркскому очень понравились «ухаживания» и он обратился непосредственно к Николаю II с просьбой разрешить Иессену вместе с вверенным ему кораблем сопровождать его и герцогиню в качестве почетного эскорта в Сидней.
В Сидней крейсер Громобой заплыл 25 мая 1901 года. Как и все иностранные корабли он расположился на северном побережье Сиднея. Якорь был сброшен в Athol Bight (Athol Bay) и корабль был открыт для публичного осмотра каждый день с 2 до 5 часов с понедельника до пятницы. Разрешение на посещение судна публикой было получено г-ном У. Г. Тоддом, управляющим Sydney Ferries Limited, от капитана Ч. Х. Иессона.
С каждой стороны крейсера были установлены пантоны, и в течение дня флотилия паромов ( ferries) поддерживала 10-минутное сообщение от причалов Circular Quay. По оценкам, в течение одного дня возможностью осмотреть крейсер воспользовались около 3000 человек. Интерес к «Громобою» имел много причин – это был совершенно новый и современный во всех отношениях крейсер с большим количеством скорострельных орудий и пулеметов. У каждого из орудий находились матросы, и они неутомимо объясняли группам заинтересованных зрителей сложный механизм оружия. Большинство офицеров хорошо говорили по-английски и проявяли особую вежливость к людям на борту.
Крейсер уплыл 20 июня 1901 года. А на австралийском берегу осталось 11 матросов. Визит крейсера «Громобой» в 1901 году был отмечен массовым дезертирством моряков. За время стоянок в Сиднее и Мельбурне с корабля сбежало 47 человек.
Большая часть беглецов стремилась попасть на золотые прииски, соблазненная надеждой на быстрое обогащение, о чем писал в своем официальном донесении командир крейсера. Он объяснял побеги происками говорящих по-русски евреев, которые сманивали и вывозили моряков вглубь страны при ложных обещаниях о «легчайшей там наживе».
Перед уходом «Громобоя» из Мельбурна в Сидней Иессен был вынужден даже оставить в столице Виктории мичмана Д. Врангеля, которому предстояло забрать беглецов на корабль в случае, если их обнаружит полиция.
Часть из убежавших была действительно поймана, часть вернулась добровольно, однако к моменту ухода из Австралии команда не досчиталась 11 человек. Среди них Афанасий Платонович Морозов (он же Афанасий Каргополов и Джек Моррис), Иван Полещук, Александр Малышев (1879-1949, Брисбен). Имена других история пока не раскрывает.
-----------------------------------------------
THE GROMOBOI. (1901, June 2). Sunday Times (Sydney, NSW : 1895 - 1930), p. 2. http://nla.gov.au/nla.news-article125880137
THE RUSSIAN CRUISER GROMOBOI. (1901, June 4). The Sydney Morning Herald (NSW : 1842 - 1954), p. 6. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article14388921
ON BOARD THE RUSSIAN WARSHIP GROMOBOI. (1901, June 22). Australian Town and Country Journal (Sydney, NSW : 1870 - 1919), p. 32. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article71468645
On Board the Russian Warship Gromoboi. (1901, June 22). Australian Town and Country Journal (Sydney, NSW : 1870 - 1919), p. 35. Retrieved July 31, 2021, from http://nla.gov.au/nla.news-article71468814
"OVERTIME CLAIMED." Standard (Port Melbourne, Vic. : 1884 - 1914) 18 March 1905: 4. Web. 31 Jul 2021 <http://nla.gov.au/nla.news-article164439889>.
https://humus.livejournal.com/3175371.html
https://australiarussia.com/gromoboi.htm
https://russiananzacs.net/Pollejuke
https://russiananzacs.net/MorozoffA/

