РУССКИЙ ГЕРЦОГ В СИДНЕЕ
Очень приятный эпизод в судьбе его королевского высочества герцога Эдинбургского в Сиднее был упомянут [в обществе] и заслуживает напоминания.
Многие люди уже некоторое время замечают на улицах Сиднея странного пожилого джентльмена иностранной внешности. Он уже некоторое время живет в этом городе, сначала в одном отеле, потом в другом. Он всегда небрежно одет. Его костюм — старое темное пальто, жилет и брюки, а также синяя шапка с огромным кожаным козырьком, которую он носит на затылке. Его особые черты - густые черные усы и брови, а также коротко остриженные волосы придают ему особенно континентальный вид. Его товарищи - всегда немцы [в то время в Австралии не жило ни одного русскоговорящего человека], и предполагалось, что он из Германии.
Оказывается, что странный иностранец — не кто иной, как герцог де Колондер, русский дворянин, находящийся в нужде, чье присутствие в Австралии трудно объяснить.
Похоже, что «герцог» каким-то образом знаком с немецкими родственниками Его Королевского Высочества [лично или родственными корнями по газетам, не понятно], и, находясь в затруднительном финансовом положении, решил извлечь выгоду из этого знакомства. Поэтому с той проницательностью, которая характеризует его соотечественников, он написал письмо на немецком языке из того места, где он остановился, и просил принца помочь ему со средствами для возвращения на родину.
Можете представить себе удивление мистера Тирни [хозяина гостиницы], когда он увидел посыльного из правительственной конторы, подъехавшего к его отелю и вручившего ему письмо, адресованное «Герцогу де Коландеру». Во-первых, остановился «герцог», как ни странно, в том самом отеле «Тирни» на Питт-стрит, в котором когда-то останавливался убийца О'Фаррелл, совершивший покушение на Его Королевское Высочество. Во-вторых, письмо было отправлено всего за день или два до того, как было совершено покушение. Доставка заняла правда дней десять.
В письме герцог Эдинбургский, тогда еще страдавшего от раны, и в нем герцог сообщал «герцогу» Колендер, что он с удовольствием окажет ему помощь в той мере, в какой это потребуется.
-------------------
Личность герцога Коландера/Колондера установить пока не удалось. Хотя все указывает на "русского" с финскими корнями и финской фамилией Кояндер/Cojander/Koyander/Koiander. Финляндия входила во владения Российской империи до 1917 года и в Петербурге была небольшая перешедшая на службу России община финнов.
Яркими представителями семьи Кояндер, являются Александр Иванович Кояндер - русский дипломат, окончивший Лазаревский инстит восточных языков в Москве в 1865 году и служивший в Министерстве Иностранных Дел Российской Империи в качестве переводчика, секретаря, дипломата в Софии и Египте. Но Александру Ивановичу в 1868 году было чуть больше 20 лет, а речь идет о «пожилом джентльмене».
Сиднейский «Герцог де Коландер» остается в розыске.
-------------------
Покушение, о котором ведется речь, произошло в Сиднее 12 марта 1868 года. Некий Генри Джеймс О'Фаррелл (1833 – 21 апреля 1868) был первым человеком, совершившим попытку политического убийства в Австралии.
В 1868 году принц Альфред, которому тогда было 23 года, отправился в мировое турне и первый королевский визит в Австралию. Были запланированы остановки в Аделаиде, Мельбурне, Брисбене, Сиднее и многих других местах. 12 марта принц посетил пикник моряков на пляже Clontarf в Сиднее. О'Фаррелл, которому тогда было 35 лет, подошел к принцу сзади и выстрелил ему в спину. Убийца был немедленно схвачен, жестоко избит и почти убит толпой, прежде чем полиция арестовала его и увезла в безопасное место.
![]() |
| https://northernbeaches.recollect.net.au/ |
Принцу прострелили спину справа от позвоночника. Рана была серьезной, но не смертельной. Принц был госпитализирован на две недели, и за ним ухаживали шесть медсестер, обученных Флоренс Найтингейл, которая прибыла в Австралию в феврале того же года под руководством Матроны Люси Осберн.
O'Farrell был осужден в Сиднее 30 марта 1868 года. Его адвокат добивался признания О'Фаррелл невиновным по причине безумия, цитируя историю его психического заболевания и недавнего освобождения из приюта сумасшедших, но О'Фаррелл был признан виновным и приговорен к смертной казни. Сам принц Альфред безуспешно пытался заступиться и спасти жизнь своего потенциального убийцы. О'Фаррелл был повешен 21 апреля 1868 года в тюрьме Дарлингхерст.
События, последовавшие за покушением на убийство в Клонтарфе, включали в себя всплеск предрассудков и расизма по отношению к католикам и ирландцам. По всей стране состоялось множество публичных митингов, на митинг в Сиднее на следующий день после стрельбы пришло около 20 000 человек. На следующей неделе повсюду проходили ежедневные «митинги возмущения». В то время, когда Британию все еще называли «домом», многие австралийцы чувствовали, что скандал задел их национальную гордость.
![]() |
| National Library of Australia [nla.pic-an9542884] |
Принц Альфред вскоре выздоровел и вернулся домой в начале апреля 1868 года. 24 марта 1868 года законодательное собрание штата Новый Южный Уэльс дало разрешение на строительство больницы в честь принца Альфреда "как памятник в знак сердечной благодарности общины за выздоровление Его Королевского Высочества». Принц разрешил использовать свой герб в качестве герба для больницы. Городской парк и улица на Круговой набережной также были названы в честь принца Альфреда.
--------------------------------
Albury Banner and Wodonga Express (NSW : 1860 - 1927; 1929 - 1931; 1933 - 1938), Saturday 11 April 1868, page 4
A RUSSIAN DUKE IN SYDNEY.
A very pleasing episode in the career of his Roval Highness the Duke of Edinburgh in Sydney has been mentioned, and is deserving of record.
A RUSSIAN DUKE IN SYDNEY.
A very pleasing episode in the career of his Roval Highness the Duke of Edinburgh in Sydney has been mentioned, and is deserving of record.
Many persons have noticed a strange looking old gentleman of foreign appearance for some time past about the streets of Sydney. He was seedily apparelled, and has been sojourning in this city, first at one hotel, then at another, for some time. His costume is an old dark coat, vest, and trousers, and a blue cap with an immense leather peak, which he wears at the hack of his head. His peculiar features, heavy black moustache and eye brows, as well as close cropped hair, give him an especially continental appearance, and his associates being always German [there were no Russia speaking Russians in Australia back thrn] , he was supposed to be from Germany.
It turns out that the peculiar foreigner is no other than the Duc de Kohlonder, a Russian noble, in needy circumstances, whose presence in Australia it is difficult to account for.
It appears that the " Due " is in some way acquainted with his Royal Highness's German relations, and being in pecuniary straits, with that shrewdness which characterises his countrymen, proceeded to turn this acquaintance to account, so he penned a letter in German from the place at which he was sojourning, strange to say, the very hotel in which the assassin O'Farrell once put up—Tierney's, in Pitt street—asking the Prince to assist him with means to return to his native land.
Within ten days after this letter was despatched, which was only a day or two before His Royal Highness was shot, Mr. Tierney was one day astonished by a messenger from Government Honse riding up to his hotel and handing him a letter addressed to the " Due de Kolander."
This letter was from the Duke of Edinburgh, then still a sufferer from his wound, and it informed the Due de Kohlander that be would assist him with pleasure to the extent be required.
A RUSSIAN DUKE IN SYDNEY. (1868, April 11). The Albury Banner and Wodonga Express (NSW : 1860 - 1927; 1929 - 1931; 1933 - 1938), p. 4. Retrieved May 3, 2025, from


