Николай Корсаков (Nicholas Rimsky-Korsakoff) не мечтал и ему не снилось, что он проживет последние года жизни в Австралии.
![]() |
| Николай и София Корсаковы |
Я набрела на историю Николая много лет назад, когда только-только начала увлекаться темой русских в Австралии. Тогда я и не подозревала, что история захватит моё внимание на протяжении долгих шести лет и получит завершение только, когда меня найдет внук Николая Корсакова.
Просматривая австралийские газеты в электронной библиотеке Тров. Его история была «популярна» в Австралийских газетах в 1930 году. Причина его популярности состояла в том, что «Николай Корсаков умер без гроша в больнице Сиднея».
Первая мысль, которая пробегает в моей голове при чтении его фамилии, подсказывает мне, что речь идёт о потомке известного русского дворянского рода Римских-Корсаковых. Известным представителем этого рода является композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Из австралийских статей и записей о гражданстве жены Николая в Национальном архиве Австралии я узнала, что в действительности это был Николай Валерьянович Римский-Корсаков и он приходился знаменитому композитору дальним родственником.
Николай Валерьянович родился в 1858 году в Харьковской губернии. Высокий, крупный «человек-гигант», как его описывали газеты, был ростом 6 футов 7 дюймов или 2 метра. В подростковом возрасте получил военное образование. Окончив Виленское пехотное юнкерское училище, как и многие из его семьи, служил в Харьковской губернии до 1904 года.
Участвовал в русско-японской войне 1905-1907 гг. в инженерном полку и, по словам жены, стал полковником в Русской Императорской армии. За достижения получил орден Святого Станислава. По возвращению с войны Николай ушел из армии, поселился в прекрасном доме под Москвой и «стал главой крупного производственного концерна и процветал», писали журналисты.
По правде говоря, у Николая была «бурная прошлая жизнь». Мне удалось обнаружить интересную статью в интернете, написанную историками Иркутска. В ней говорится, что Николая Валерьяновича назначили в 1906 году на должность пристава города Иркутска. Архивные документы не сохранили сведений об его деятельности на этом посту, зато из формулярного списка известно, что в 1880 он был судим «за неявку в срок на службу более месяца, присвоение себе мундира чужой части и вступление в брак без разрешения начальства». Был приговорен Виленским окружным судом к лишению дворянского достоинства и всех присвоенных прав, и преимуществ, исключению из службы и ссылке на жительство в Самарскую губернию. Принимая во внимание смягчающие обстоятельства, суд ходатайствовал перед императором о смягчении наказания.
Высочайшей волей наказание ограничилось содержанием Римского-Корсакова на гауптвахте в течение трех месяцев. Поручик навсегда лишался прав на получение знака отличия беспорочной службы.
Николай Римский-Корсаков был женат дважды. В 1906 был повенчан вторым браком с дочерью иркутского купца Софией Павловной Фауштейн, которая родилась в 1883 году в Иркутске и была на 25 лет моложе Николая. Её отец Павел Петрович Фауштейн был торговцем 2-й гильдии в Иркутске, жил на улице Казачной в доме 11 и имел «процветающий бизнес» работодателя молодых уборщиков дымоходов. От этого брака у них родилось две дочери.
По версии австралийских газет Николай вернулся после увольнения в Москву, где у него была должность инженера, но «он не попал в деловой мир». Семья уехала в родовое имение в Харьковской губернии, где провела несколько лет спокойной жизни.
«Жить в деревне было нелегко, да и революция всё изменила». Начались беспорядки, усадьбу разгромили и сожгли. Николаю и его семье пришлось бежать сначала в Шанхай и позже в Австралию.
Римские-Корсаковы прибыли в Брисбен в 1924 году с 20 фунтами в кармане и с нулевым знанием английского языка. Спустя некоторое время перебрались в Сидней и поселились в районе Смисфилд. Николай купил цыплят и завёл ферму. В то время так делали многие вновь прибывшие российские мигранты, которые селились в Сиднее. Его жена начала подрабатывать прачкой в районе Глиб, чтобы принести дополнительный доход в семью. Это была жизнь вне их воображения.
Нельзя так же забывать, что Николаю на момент прибытия в Австралию было 66 лет. Адаптация в новой стране была тяжелой. Язык давался трудно. Когда Николай заболел и попал в госпиталь, его младшая дочь Тамара выступала в роли переводчика.
Затем «несчастье посетило семью». Сначала в 1929 году умирает старшая дочь Римских-Корсаковых - Елена. Четыре месяца спустя 14 апреля 1930 года за ней последовал Николай Валерьянович Римский-Корсаков. Он умер в больнице в возрасте 73 лет, оставив после себя жену и 14-летнюю дочь.
![]() |
| Тамара Римская-Корсаков |
После смерти мужа София Павловна с младшей дочерью переезжали с места на место в поисках дешёвого жилья. В 1932 году София подала бумаги на Австралийское гражданство, чтобы получить хоть какое-нибудь пособие и не умереть с голоду. Оформила ли София гражданство или нет, установить не получилось. Она умерла три года спустя в 1935 году в том же госпитале, что и муж, и была похоронена на том же кладбище - Church of England cemetery, Smithfield.
Кладбище находилось рядом с церковью. В какой-то момент территория кладбища была продана для застройки, а сохранившиеся надгробные плиты, если они вообще были установлены для Римских-Корсаковых, были перемещены и в данный момент стоят за зданием церкви.
Дочь Тамара осталась в Сиднее одна. Навыки в языках помогли ей устроиться в Австралии гораздо быстрее, чем её родителям. Она успешно закончила школу, устроилась работать в парикмахерский салон в центре города. Работа простая, нетяжелая. Тамара с утра до вечера размешивает краски для волос клиентов в салоне Дмитриева «Rio Rita Hairdressing»[1].
В октябре 1936 года Австралийское правительство получает анкету от Тамары Николаевны Римской-Корсаковой на оформление заграничного паспорта, чтобы ехать в Шанхай к тетушке Елене. Некая Елена из Шанхая делает приглашение на имя Тамары, прикрываясь тем, что она якобы ее родственница по линии отца. На вопрос - имеет ли она в действительности с Тамарой кровное родство – ответа пока нет. Тамара молодая и вряд ли знает свою родословную. В этом приглашении Елена просит Тамару приехать в гости на год и оплачивает дорогу на корабле. Тамара полна оптимизма, хочет вырваться из города, где ей одиноко и тяжело, и надеется открыть парикмахерский салон в Шанхае. Австралийское государство заинтересовалось этим случаем. Ведется расследование. Пишется раппорт, а в нем сюжет для захватывающего фильма.
После смерти родителей и сестры Тамара поменяла много адресов проживания, прежде чем осела в районе Вулумулу, где она жила в одном доме с парикмахером и начальником по работе Дмитрием Макаровым. Окна комнаты Тамары выходили на проезжую часть, Дмитрий снимал комнату сзади дома.
Тётушкой оказалась Елена Кравиц, которая прибыла в Австралию вдовой в 1927 году и в 1933 ее покинула, основавшись в Шанхае. Там она, якобы, имеет публичный дом или, по словам австралийских иммиграционных служб, «дом плохой славы», известный под названием «Moulin Rouge».
В 1930-х годах Шанхай был городом космополитом, наполненным военными, моряками, торговцами, авантюристами, шпионами, мошенниками и русскими, бежавшими от большевизма и Гражданской войны. Многие из русских брались за любую чёрную работу. Для женщин искушением становилась проституция. Многие русские эмигрантки в Шанхае были заняты в секс-индустрии. Австралийские службы пришли к выводу, что Тамара вызывается «для работы», а не в гости отдохнуть, и отговаривают Тамару от поездки.
Под подозрением у австралийских властей встала истинность сожительства Тамары с Дмитрием Макаровым. Она ведь жила с женатым мужчиной старше её, который, женившись на ней, хотел получить австралийское гражданство. Дмитрий Дмитриевич оказался порядочнее, чем думали австралийские иммиграционные службы, и получил гражданство два года спустя.
Тамара официально вышла за него замуж только в 1945 году в возрасте 29 лет. У них родился сын Николай, который мне помог узнать в 2019 году что же произошло с Тамарой после случая с тётушкой из Шанхая, какова была у нее жизнь дальше и откроет страницы семейного альбома.
Оказывается, Тамара вышла замуж ещё раз и поменяла фамилию на Маршал. Неудивительно, что я долго не могла найти о ней информацию. Умерла Тамара Николаевна Римская-Корсакова/Дмитриева/Маршал в возрасте 86 лет в Порт Маккуори.
Знала ли Тамара о родственниках в России? У её отца Николая Валерьяновича было два родных брата. Владимир Валерианович Римский-Корсаков (1859-1933)- генерал-лейтенант, участник Белого движения, директор единственного во Франции русского кадетского корпуса, умер в 1933 году. Будем надеяться, узнав о смерти брата. Второй брат Александр Валерьянович с семьёй остался после революции жить в Петербурге.
Через несколько месяцев мне удалось узнать, что Николай не был единственным представителем Римских-Корсаковых в Австралии. Многие Римские-Корсаковы покинули Россию после революции.
В 1931 году в Китае родилась Светлана Николаевна Римская-Корсакова, которая перебралась в Австралию в 1952 году вместе с приемным отцом Иваном Ивановичем Гапанович[2]. Он «женился на русской медсестре из госпиталя в Тяньцзине, куда он попал, будучи больным. Людмила Всеволодовна Римская-Корсакова (урожденная Бейер) стала его спутницей на всю жизнь. Светлану, ее четырехлетнюю дочь от первого брака, профессор тут же усыновил и уже вскоре проявил себя как необычайно заботливый отец.»
После Второй мировой войны в Австралию так же прибыла семья Петра Римского-Корсакова, которая поселилась и долгие годы жила в городке Wagga Wagga.
[1] Упоминается в истории про Ивана Дацис.
[2] профессор Китайского языка в институте в Канберре в 1935 году
Miss Tamara Nikoluevna Rimsky-Korsakoff - application for passport [box 94] - NAA: SP42/2, C1947/13762
"RUSSIAN ARISTOCRAT DIES IN SYDNEY" Daily Pictorial (Sydney, NSW: 1930 - 1931) 15 April 1930: 2. <http://nla.gov.au/nla.news-article246126716>.
http://irkipedia.ru/content/rimskiy_korsakov_nikolay_valeryanovich
"RUSSIAN LADY'S PLIGHT" Truth (Brisbane, Qld.: 1900 - 1954) 27 April 1930: 17. <http://nla.gov.au/nla.news-article206160084>.
"LITTLE MARIE WILL STAY WITH MOTHER "Truth (Perth, WA: 1903 - 1931)11 May 1930: 10. <http://nla.gov.au/nla.news-article210496257>.
"Stranding and Rescue at St. Kilda "Evening News (Sydney, NSW: 1869 - 1931) 14 May 1930: 14. <http://nla.gov.au/nla.news-article117471756>.
http://www.kuleuven.be/verbiest/sml/svetlana
S P Rimsky-Korsakoff - Naturalization certificate- NAA: A1, 1932/6047
Фотография Тамары Римской-Корсаковой из архива Nick Marshall
Адресной календарь для Иркутска, 1901, стр. 393

