Генри Конрад Вандепол Арбеккер - Henry Conrad Vandepoel Ahrbecker (1855-1910)


О самолёте Можайского, спроектированном и построенном русским морским офицером Александром Федоровичем Можайским в последней четверти XIX века, и который считается первым самолетом в России и одним из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека, написана большая статья в Википедии. 

Большинство историков авиации считает самолёт Можайского вторым самолётом, отделившимся от земли с человеком на борту, — после самолёта дю Тампля, испытания которого относят к 1874 году. Документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось, а вот документов об его создании много.

Идея создания аэродинамического летательного аппарата возникла у Александра Федоровича Можайского, по словам его сына в 1856 году, под влиянием наблюдений за полётом птиц. Вполне возможно А. Ф. Можайский имел доступ к книгам и исследованиям об аэропланах, а так же значительное влияние на конструкторский замысел Можайского мог оказать его профессиональный опыт морского офицера.

Активную работу над проектом изобретатель начал в конце 1860-х годов и к 1873 году у него в голове сложился замысел аппарата.

Три год спустя в 1876 году А. Ф. Можайский совершил несколько полётов на изготовленном им планере-змее, буксируемом тройкой лошадей в своём имении Вороновица на Украине. На этом Можайский не остановился и осенью 1876 года переехал в Санкт-Петербург, чтобы публично проводить опыты с летающими моделями самолёта, оснащёнными пружинным двигателем.

В январе 1877 года Военное министерство рассмотрело просьбу А. Ф. Можайского о предоставлении ему денежных средств (в размере 3000 рублей) на проведение научных исследований с целью получения данных, необходимых для постройки летательного аппарата тяжелее воздуха и рекомендовала оказать изобретателю содействие.

К 23 марта 1878 года был произведен аэродинамический расчёт аппарата на основе доступных в то время научных данных, а также на основе собственных научных изысканий Можайского и экспериментальных работ. Согласно проекту самолёт должен был иметь размах крыла 23 м, длину фюзеляжа 15 м и взлетный вес около 820 кг. В движение его предполагалось приводить с помощью двух двигателей внутреннего сгорания системы Брайтона. Расчётная скорость полёта составляла 40 км/ч.

15 июня 1878 года был подан запрос на выделение дополнительных финансовых средств для успешного осуществления этой идеи, но он был отклонен. Несмотря на отрицательное заключение комиссии, Александр Фёдорович Можайский продолжил работать над проектом и добиваться государственной поддержки. Полагая, что существовавшие на тот момент паровые машины слишком тяжелы для применения в качестве двигателя самолёта, он продолжал поиск пригодного для проекта двигателя внутреннего сгорания.

В 1880 году Можайский принял решение поставить на свой прибор максимально облегченную паровую машину и добился командировки за границу для приобретения двигателей. По указанию императора Александра II ему были выделены средства на командировочные расходы (всего — 2500 руб.).

После неудачных переговоров с американской фирмой «Херресгофф» два паровых двигателя с котлом были заказаны А. Ф. Можайским у фирмы «Арбеккер-сын и Хемкенс» (Ahrbecker Son and Hamkens, Лондон), которая на тот момент хорошо зарекомендовала себя как производитель паровых машин малого удельного веса, применявшихся, в частности, на миноносцах, а в 1870-х годах изготовила двигатель для орнитоптера (птицекрылый летательный аппарат) английского изобретателя Э. Фроста.

Фирма сконструировала заказанные Можайским машины на основе его проекта, которые были изготовлены к маю 1881 года.

"... мы иллюстрируем один из двух двигателей, разработанных и построенных господами [фирмы] Ahrbecker, Son, and Hamkens на Стэмфорд-стрит, для капитана Можайского из Российского императорского флота, который намеревается использовать их в авиационных целях. Больший из этих двигателей имеет цилиндры диаметром 3 3/4 дюйма и 7 1/2 дюйма и ход поршня 5 дюймов, и при совершении 300 оборотов в минуту он развивает 20 фактических лошадиных сил, при этом его вес составляет всего 105 фунтов. Меньший двигатель, изображенный на рисунке, имеет цилиндры диаметром 2 1/2 дюйма и 5 дюймов, ход поршня 3 1/2 дюйма и весит 63 фунта, а при совершении 450 оборотов он развивает 10 фактических лошадиных сил. ...».


Британский автор П. Стокс предположил, что во время визита в Лондон Можайский мог общаться с членами Воздухоплавательного общества Великобритании (ныне Королевское воздухоплавательное общество), в числе которых состоял один из совладельцев фирмы — Г[енри] Арбеккер (H. C. Ahrbecker). 4 июня 1880 года, накануне отъезда в США, А. Ф. Можайский подал заявку на патент («привилегию») на свой «воздухолетательный снаряд».

3 ноября 1881 года Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов удовлетворил заявку Можайского и выдал ему первый в России патент на самолет.

unnamed-2.jpg
Самолёт Можайского

Об этом я узнала позже. Сначала я увидела красивую стеллу на могиле Генри Арбеккера (Henry Conrad Vandepoel Ahrbecker) на кладбище (Waverley cemetery) в Сиднее. Не знаю почему, но она привлекла мое внимание.


https://www.findagrave.com/memorial/274365847/henrich-conrad_v-ahrbecker

Из переписи насленения Англии в 1881 (1881 England Census, ancestry.com) известно, что Генри Конрад Вандепол Арбеккер родился в 1856 году у H. C. Ahrbecker (1826- ) и Henrietta Ahrbecker (1831-). Вместе с ним жили брат Chas. A. (1864-) и сестра Helen L (1861 - ).

Генри Арбеккер получил инженерное образование в Королевском колледже в Лондоне, а затем прошел ученичество по этой профессии. В 1875 году он присоединился к отцу в его бизнесе и оставался с ним до 1879 года.

В 1882 году он отправился в Санкт-Петербург для проведения торпедных и воздухоплавательных экспериментов по заказу российского правительства. Вполне возможно двигатели, сконструированные его фирмой и заказанные Можайским, впечатлили инженерные умы России.

По возвращении Генри Арбеккер присоединился к компании Дэнси и Робинсон из Лондона в качестве помощника инженера-управляющего и проработал у них несколько лет. Он также работал инспектором котлов и машин у господина Джеймса Поллок (Лондон) и постоянным инженером у господина Уоткинса ( Лондон).

В 1886 году он переехал в Новый Южный Уэльс и устроился чертежником в компанию Mort’s Dock and Engineering Co. в районе Балмейн в Сиднее. Через несколько месяцев он стал помощником чертежника, а два года спустя получил повышение до помощника управляющего производством, и занимал эту должность до самой смерти.

В течение двадцати двух лет он также был почетным секретарем и редактором Ассоциации инженеров Нового Южного Уэльса. В 1891 году Арбеккер - "один из самых известных инженеров Нового Южного Уэльса" - стал членом этого института.

Проживал по адресу 31 Booth st., Balmain, в двух шагах от офиса.

Его внезапная смерть наступила в Сиднее 19 ноября 1910 года в возрасте пятидесяти пяти лет от инфаркта. Памятник был, вероятнее всего, установлен сослуживцами и членами Ассоциации инженеров Нового Южного Уэльса, так как еще в январе 1912 года, то есть спустя год после смерти,  в газетах разыскивались его потенциальные дети и родственники.

https://diletant.media/articles/26059265/