Балерина Екатерина Барто в Австралии в 1893 году

За долго до триумфального прибытия в Австралию в 1926 и 1929 годах балерины Анны Павловой в Сидней и Мельбурн прибыла балерина Екатерина Барто. Сегодня она считается первой русской балериной, которая танцевала в Австралии.

Екатерина Ричардовна Барто родилась в России в 1873 году, обучалась в Императорской Академии художеств и в течение 1891-1892 годов ее наставником был синьор Чичетти (Signor Cichette – в будущем учитель Анны Павловой). В этот период она появилась в ряде спектаклей, включая «Ундину», «Суд Париса», «Роксану» Глинки и «Фауст» Гунара ( Undine, le Jugement de Paris, Glinka'Roxana, Gounard'Faust).

По матери она была из семьи обрусевших немцев, а по отцу имела шотландские гены. Её прадед шотландский дворянин Якоб (Джейкоб) Барто приехал искать счастье в Россию в середине 19 века. У Якоба было двое сыновей и одна дочь.

Один из сыновей Ричард Яковлевич Барто сохранил британское подданство и вероисповедание, женился на русской даме - Лидии Петровне Севрюгиной. У них родился сын Николай Ричардович Барто (1865-1931). Одной сестрой была знаменитая балерина Лидия Барто-Нелидова -основательница первой в Москве частной хореографической школы. Второй сестрой была Екатерина Барто, которая привлекла к себе внимание целителей балета во время заграничных гастролей в Австралии.

Внук Ричарда - Павел Николаевич был писателем и автором многочисленных стихов, многие из которых он написал в соавторстве с его женой Агнией Львовной Барто (Гетель Лейбовна Волова).

Но вернемся в Австралию. Шел октябрь 1893 года. Екатерина Барто совершает свою первую поездку за пределы России.  В Австралию ее привозит театральный антрепренёр Дж. К. Уильямсон вместе с труппой Entire Grand Opera Company, которая состояла из 100 танцоров. Двумя ведущими артистами были Екатерина Барто и Энрикетта Д'Арго.

“При первом взгляде на мадемуазель Барто, кружащуюся по сцене в трико телесного цвета и юбке из голубой марли; она сильно напоминает бедного маленького муравья, сидящего на двух огромных дубах. Иногда они получают вознаграждающие за их усилия аплодисменты, но пока Мельбурн не дорос до них. Юбочные танцовщицы (“skirt dancers”), возможно, и ненамного скромнее, но они, безусловно, красивее и артистичнее.”

«К несчастью, очаровательная маленькая леди, которая очаровала жителей Мельбурна и Сиднея в «Бирюзе» и в своей экспозиции международных танцев во время сезона пантомимы, не говорит ни на каком языке, кроме языка своей родины, России. В помощь приходит ее леди-компаньон, которая говорит на многих языках.»

Мадемуазель Барто не очень стремилась изучать английский язык. «То, что я могу говорить только по-русски, иногда является преимуществом», — говорила она в интервью. «Например, я не могу ссориться с моими коллегами-танцорами, и мне никогда не приходится выслушивать пустые комплименты от самых настойчивых поклонников.»

Уверена, что танец, который представляла Екатерина Барто на сцене как балет, был далеко от современного представления о балете. Многие из ее выступлений были больше похожи на театральные постановки с народными танцами и песнями.

«Мадемуазель Барто не только танцовщица, но и искусная актриса, и каждое движение или жест во время танца выражает представляемую эмоцию, любимое развлечение — петь эти странные, но завораживающие русские народные песни.»

В сентябре 1893 года Барто выступила в качестве главной танцовщицы в «Turquoisette» или «A Study in Blue». Это был первый классический балет, полностью задуманный, поставленный и исполненный в Австралии. В Сиднее выступления проходили в Lyceum theatre (212–218 Pitt st между Park и Market street) до 8 марта 1894 года.

Дальше Екатерину Барто ждали “для выполнения важных договоренностей” Сан-Франциско и Чикаго. Она танцевала в 1895 в Boston's Castle Square. 

https://archive.org/details/csfpal_000366/mode/2up


Находясь в Америке, она также отправилась в Нью-Йорк, где продолжила учебу танцам. 

«Beautiful Bartho! Bewildering Bartho! Bewitching Bartho!» "Прекрасная Барто! Ошеломляющая Барто! Чарующая Барто!" - кричали американские журналисты в апреле 1898 года.  

Что произошло с Екатериной Барто после ее тура в Америке пока остается загадкой.  В интернете пишут, что она осталась в Америке и танцевала.  Хотя последняя архивная запись, которую нашла я, говорит о оом , что в конце 1900 года она вернулась на континент.  В Дрезден. 



Источники

Е.Э. Шергалин -Детский поэт и орнитолог-любитель Павел Никаевич Барто (1904-1986) ,  2022 - https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-poet-i-ornitolog-lyubitel-pavel-nikolaevich-barto-1904-1986/viewer

Talma and Co. 1893, Mdlle. [i.e Mademoiselle] Bartho , viewed 29 April 2025 http://nla.gov.au/nla.obj-148734610

 "MELBOURNE GOSSIP." The Capricornian (Rockhampton, Qld. : 1875 - 1929) 14 October 1893: 6. Web. 3 Feb 2025 <http://nla.gov.au/nla.news-article65759969>.

"Mademoiselle Bartho." Table Talk (Melbourne, Vic. : 1885 - 1939) 16 February 1894: 8. Web. 3 Feb 2025 <http://nla.gov.au/nla.news-article145858962>.

San Antonio daily light. [volume], January 24, 1897, Image 6

The Providence news., October 22, 1898, Image 3