Идея статьи о Ксении Николаевне Борованской родилась у меня только после того, как я поняла, насколько мало о ней известно русскоговорящей, да и австралийской аудитории, и насколько неправильной была информация, выложенная в интернете. Ксения Борованская, наравне с мужем Эдуардом Борованским, была основоположницей балета в Австралии.
Найти что-нибудь о Ксении оказалось не так-то легко. Интернет-ресурсы громко кричали, что она была племянницей менеджера Анны Павловой Виктора Дандре, а то и самой прима-балерины, а это невозможно. Много написано об Эдуарде и только пару слов о его жене Ксении.

Xenia Borovansky - https://catalogue.nla.gov.au/catalog/3422720
Судьба преподнесла мне подарок. Разыскивая о Ксении любой маловажный факт, я наткнулась на архив Джофрей Ингхам в Национальной Библиотеке Австралии в Канберре. Мне ничего не оставалось, как поехать в столицу Австралии, и лично просмотреть документы в этом фонде.
И вот я стою перед дверьми в зал библиотеки, где выдаются особые архивные папки и где можно увидеть людей в белых перчатках, рассматривающих старинные книги и документы. Мне вывозят тележку с четырьмя коробками. В них я нахожу не только историю жизни Эдуарда и Ксении, но и всей семьи Смирновых.
Родилась Ксения Николаевна Борованская, урожденная Смирнова, 28 июля 1903 года (старого стиля) и была крещена 3 августа в Москве. Запись о её рождении была сделана в метрической книге Московской Алексеевской церкви на Малой Алексеевской улице. Её родители - военный инженер генерал-майор в отставке Николай Васильевич Смирнов (1851-1923) и Александра Адриановна, урожденная Николаева (1873-1943).
В этом же фонде сохранилась копия «духовного завещания» отца Николая Васильевича Смирнова, датированная 1921 годом, из которого я узнала много интересного о семье Смирновых.
Брак с Александрой Адриановной был у Николая второй. В этом союзе было двое детей- Ксения и Владимир. Первая жена Людмила Евграфовна Ловягина умерла в Москве. Детей от первого брака было шесть — София Николаевна Полешко[1], Татьяна Николаевна Герценштейн[2] и сыновья Сергей, Борис, Василий и Николай.
В Ростове-на-Дону, куда семья перебралась до революции, у Николая было Товарищество «Инженер Н. В. Смирнов». Он так же имел дома в Царском Селе и Муроме, движимое имущество в Москве и паи в Электрическом предприятии в Ростове-на-Дону.
Позже узнала, что в 1894 г. в Петербурге на Васильевском острове по планам отставного инженера-полковника Н. В. Смирнова построили Центральную электрическую станцию «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 в». Он так же руководил строительством многих зданий в Петербурге и Москве — здания Московского купеческого банка, доходного дома товарищества «Беккель», доходного дома Строгановского училища и фундамента Большого театра.
Человеком Николай Васильевич был умным и строгим. Завещал своим наследникам «разделиться миролюбиво — по-родственному и отнестись дружелюбно и ласково» ко второй жене и детям Ксении и Владимиру, «памятуя что в течение двадцати лет я не мог дать ей и нашим двум детям того, что дал шести своим детям от первого брака.»
Завещание было составлено в 1921 году, а умер Николай Васильевич четыре года спустя 1 марта 1925 года в Берлине в возрасте 74 лет. Похоронен на кладбище Тегель. В Германии осталась жить его жена Александра Адриановна, сын Владимир, и другие родственники.
Детство Ксения провела в Москве. Благодаря хорошему финансовому состоянию отца, получила домашнее образование и брала частные уроки танцев. Её учительницей была мама, предположительно, солистка балета в Большом театре.
Когда семья переехала в Ростов-на-Дону, неизвестно. Здесь их застала революция и жизнь перевернулась вверх дном. В начале 1920-х Ксения, эмигрировав в Берлин с родителями, начала подрабатывать танцовщицей во всевозможных постановках и балетах, включая труппу Анны Павловой.
«Когда я увидела её [в первый раз], она была в возрасте. Она начала увядать, но с её безупречной техникой это не имело никакого значения», говорила Ксения о первой встрече с Павловой в интервью австралийским газетам.
В труппе Павловой она встретила будущего мужа, чеха по происхождению, Эдуарда Скречек. Его первое выступление произошло в Праге в 1923 году, а увидев выступления Анны Павловой в Берлине в 1928м, он поспешил на просмотр и получил место в кордебалете её труппы. Для карьеры взял фамилию дяди - Борованский.
Спустя год Эдуард уже танцевал с Павловой в Австралии. Обычная занятость солистов русской императорской сцены вынуждала Анну Павлову находить себе партнёров за границей, не имевших за спиной опыта классической балетной школы. Одной из таких находок стал Эдуард.
После смерти Анны Павловой в 1931 году Эдуард и Ксения Крюгер (по первому браку) продолжили жизнь вместе, обучая детей в импровизированных студиях в Париже, а затем в Праге и Берлине. Они женились 14 октября 1933 года в Лондоне.

Свадебная фотография, Лондон, 1933, National Library of Australia
Второй приезд Эдуарда в Австралию произошёл в мае 1938 года, когда на далёкий континент прибыл «Русский балет Монте-Карло»[3]. В этот раз с Эдуардом приехала Ксения.
После окончания тура многие танцоры остались в Австралии и не возвратились в беспокойную в то время Европу. Среди оставшихся были и Борованские. Они поспешили открыть в 1939 году в Мельбурне студию под названием «Академия балета Борованских». В Австралии после отъезда «Русского балета Монте-Карло» произошёл балетный бум. Балет уже не казался экзотикой как во времена танцора Долинова в Сиднее, но и профессиональных школ не было. В клиентуре у Борованских не было отбоя.
Ксения вела школу, преподавая Вагановский метод русского балета, а Эдуард занимался созданием Австралийской балетной компании, международными контрактами и турами. «Мадам» и «Боро» — так студенты школы называли Ксению и Эдуарда между собой.
Австралийская балетная компания (The Australian Ballet Company) под художественным управлением Борованского была официально зарегистрирована 31 октября 1940 года. Это было амбициозное начало, которое требовало не только физической нагрузки, но и финансового вклада. Субсидий от государства не было и руководству приходилось держать высокий уровень стандарта, чтобы привлекать не только студентов, но и зрителей.
Первое выступление из 60 студентов разных танцевальных школ произошло в Мельбурне в декабре 1940 года в театре «Comedy Theatre». Публике было показано четыре балета. Ксения была хореографом одного из них, а также выступила в роли дизайнера многих костюмов, использованных при выступлении.
Благодаря высокому уровню профессионализма и преподавания Ксении и Эдуарда, уже в 1943 году студенты академии и танцоры труппы начали получать контракты за границей. Австралия начала «поставлять» танцоров по миру. Это был успех.
В декабре 1943 года в Праге умерла мать Ксении. Её брат- пародист Bobby Walking- продолжал выступать в Германии, а родственники из Уругвая присылать письма. В Австралию переехал жить племянник Ксении.
В 1959 году после преждевременной смерти Эдуарда Ксении было предложено вести труппу, но она отказалась и продолжала давать частные уроки. Последние года жизни Ксения много болела и умерла 25 ноября 1985 года. Похоронена вместе с мужем Эдуардом на кладбище Бокс Хилл в Мельбурне.
Но на этом не заканчивается история Ксении Николаевны Борованской. Австралийский балет, который мы знаем сегодня как «Australian Ballet», был основан в 1962 году на основе труппы «Академии балета Борованских» и процветает сегодня, благодаря не только идее Эдуарда создать балетную труппу, но и высокому уровню преподавания Ксении, ведь она подготовила будущее поколение учителей и передала им любовь к русскому классическому балету.
[1] София Николаевна Полешко — 1875-1961, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-Де-Буа в Париже
[2] Татьяна Николаевна Герценштейн — жена Российского дипломата Евгения Давидовича Герценштейна и переводчица, умерла в Уругвае
[3] «Русский балет Монте-Карло» под руководством полковника де Базиля (В. Г. Воскресенского)
Western Mail (Perth, WA: 1885 - 1954) 11 October 1945: 27. http://nla.gov.au/nla.news-page3677861
Will of Xenia Borovansky 1984-1986 [manuscript]-National Library of Australia
Papers of Geoffrey Ingram, [manuscript] Unpublished-1930-1970- National Library of Australia
https://www.findagrave.com/memorial/123865770/xenia-nicholaevna-borovansky
Найти что-нибудь о Ксении оказалось не так-то легко. Интернет-ресурсы громко кричали, что она была племянницей менеджера Анны Павловой Виктора Дандре, а то и самой прима-балерины, а это невозможно. Много написано об Эдуарде и только пару слов о его жене Ксении.

Xenia Borovansky - https://catalogue.nla.gov.au/catalog/3422720
Судьба преподнесла мне подарок. Разыскивая о Ксении любой маловажный факт, я наткнулась на архив Джофрей Ингхам в Национальной Библиотеке Австралии в Канберре. Мне ничего не оставалось, как поехать в столицу Австралии, и лично просмотреть документы в этом фонде.
И вот я стою перед дверьми в зал библиотеки, где выдаются особые архивные папки и где можно увидеть людей в белых перчатках, рассматривающих старинные книги и документы. Мне вывозят тележку с четырьмя коробками. В них я нахожу не только историю жизни Эдуарда и Ксении, но и всей семьи Смирновых.
Родилась Ксения Николаевна Борованская, урожденная Смирнова, 28 июля 1903 года (старого стиля) и была крещена 3 августа в Москве. Запись о её рождении была сделана в метрической книге Московской Алексеевской церкви на Малой Алексеевской улице. Её родители - военный инженер генерал-майор в отставке Николай Васильевич Смирнов (1851-1923) и Александра Адриановна, урожденная Николаева (1873-1943).
В этом же фонде сохранилась копия «духовного завещания» отца Николая Васильевича Смирнова, датированная 1921 годом, из которого я узнала много интересного о семье Смирновых.
Брак с Александрой Адриановной был у Николая второй. В этом союзе было двое детей- Ксения и Владимир. Первая жена Людмила Евграфовна Ловягина умерла в Москве. Детей от первого брака было шесть — София Николаевна Полешко[1], Татьяна Николаевна Герценштейн[2] и сыновья Сергей, Борис, Василий и Николай.
В Ростове-на-Дону, куда семья перебралась до революции, у Николая было Товарищество «Инженер Н. В. Смирнов». Он так же имел дома в Царском Селе и Муроме, движимое имущество в Москве и паи в Электрическом предприятии в Ростове-на-Дону.
Позже узнала, что в 1894 г. в Петербурге на Васильевском острове по планам отставного инженера-полковника Н. В. Смирнова построили Центральную электрическую станцию «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 в». Он так же руководил строительством многих зданий в Петербурге и Москве — здания Московского купеческого банка, доходного дома товарищества «Беккель», доходного дома Строгановского училища и фундамента Большого театра.
Человеком Николай Васильевич был умным и строгим. Завещал своим наследникам «разделиться миролюбиво — по-родственному и отнестись дружелюбно и ласково» ко второй жене и детям Ксении и Владимиру, «памятуя что в течение двадцати лет я не мог дать ей и нашим двум детям того, что дал шести своим детям от первого брака.»
Завещание было составлено в 1921 году, а умер Николай Васильевич четыре года спустя 1 марта 1925 года в Берлине в возрасте 74 лет. Похоронен на кладбище Тегель. В Германии осталась жить его жена Александра Адриановна, сын Владимир, и другие родственники.
Детство Ксения провела в Москве. Благодаря хорошему финансовому состоянию отца, получила домашнее образование и брала частные уроки танцев. Её учительницей была мама, предположительно, солистка балета в Большом театре.
Когда семья переехала в Ростов-на-Дону, неизвестно. Здесь их застала революция и жизнь перевернулась вверх дном. В начале 1920-х Ксения, эмигрировав в Берлин с родителями, начала подрабатывать танцовщицей во всевозможных постановках и балетах, включая труппу Анны Павловой.
«Когда я увидела её [в первый раз], она была в возрасте. Она начала увядать, но с её безупречной техникой это не имело никакого значения», говорила Ксения о первой встрече с Павловой в интервью австралийским газетам.
В труппе Павловой она встретила будущего мужа, чеха по происхождению, Эдуарда Скречек. Его первое выступление произошло в Праге в 1923 году, а увидев выступления Анны Павловой в Берлине в 1928м, он поспешил на просмотр и получил место в кордебалете её труппы. Для карьеры взял фамилию дяди - Борованский.
Спустя год Эдуард уже танцевал с Павловой в Австралии. Обычная занятость солистов русской императорской сцены вынуждала Анну Павлову находить себе партнёров за границей, не имевших за спиной опыта классической балетной школы. Одной из таких находок стал Эдуард.
После смерти Анны Павловой в 1931 году Эдуард и Ксения Крюгер (по первому браку) продолжили жизнь вместе, обучая детей в импровизированных студиях в Париже, а затем в Праге и Берлине. Они женились 14 октября 1933 года в Лондоне.

Свадебная фотография, Лондон, 1933, National Library of Australia
Второй приезд Эдуарда в Австралию произошёл в мае 1938 года, когда на далёкий континент прибыл «Русский балет Монте-Карло»[3]. В этот раз с Эдуардом приехала Ксения.
После окончания тура многие танцоры остались в Австралии и не возвратились в беспокойную в то время Европу. Среди оставшихся были и Борованские. Они поспешили открыть в 1939 году в Мельбурне студию под названием «Академия балета Борованских». В Австралии после отъезда «Русского балета Монте-Карло» произошёл балетный бум. Балет уже не казался экзотикой как во времена танцора Долинова в Сиднее, но и профессиональных школ не было. В клиентуре у Борованских не было отбоя.
Ксения вела школу, преподавая Вагановский метод русского балета, а Эдуард занимался созданием Австралийской балетной компании, международными контрактами и турами. «Мадам» и «Боро» — так студенты школы называли Ксению и Эдуарда между собой.
Австралийская балетная компания (The Australian Ballet Company) под художественным управлением Борованского была официально зарегистрирована 31 октября 1940 года. Это было амбициозное начало, которое требовало не только физической нагрузки, но и финансового вклада. Субсидий от государства не было и руководству приходилось держать высокий уровень стандарта, чтобы привлекать не только студентов, но и зрителей.
Первое выступление из 60 студентов разных танцевальных школ произошло в Мельбурне в декабре 1940 года в театре «Comedy Theatre». Публике было показано четыре балета. Ксения была хореографом одного из них, а также выступила в роли дизайнера многих костюмов, использованных при выступлении.
Благодаря высокому уровню профессионализма и преподавания Ксении и Эдуарда, уже в 1943 году студенты академии и танцоры труппы начали получать контракты за границей. Австралия начала «поставлять» танцоров по миру. Это был успех.
В декабре 1943 года в Праге умерла мать Ксении. Её брат- пародист Bobby Walking- продолжал выступать в Германии, а родственники из Уругвая присылать письма. В Австралию переехал жить племянник Ксении.
В 1959 году после преждевременной смерти Эдуарда Ксении было предложено вести труппу, но она отказалась и продолжала давать частные уроки. Последние года жизни Ксения много болела и умерла 25 ноября 1985 года. Похоронена вместе с мужем Эдуардом на кладбище Бокс Хилл в Мельбурне.
Но на этом не заканчивается история Ксении Николаевны Борованской. Австралийский балет, который мы знаем сегодня как «Australian Ballet», был основан в 1962 году на основе труппы «Академии балета Борованских» и процветает сегодня, благодаря не только идее Эдуарда создать балетную труппу, но и высокому уровню преподавания Ксении, ведь она подготовила будущее поколение учителей и передала им любовь к русскому классическому балету.
[1] София Николаевна Полешко — 1875-1961, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-Де-Буа в Париже
[2] Татьяна Николаевна Герценштейн — жена Российского дипломата Евгения Давидовича Герценштейна и переводчица, умерла в Уругвае
[3] «Русский балет Монте-Карло» под руководством полковника де Базиля (В. Г. Воскресенского)
Western Mail (Perth, WA: 1885 - 1954) 11 October 1945: 27. http://nla.gov.au/nla.news-page3677861
Will of Xenia Borovansky 1984-1986 [manuscript]-National Library of Australia
Papers of Geoffrey Ingram, [manuscript] Unpublished-1930-1970- National Library of Australia
https://www.findagrave.com/memorial/123865770/xenia-nicholaevna-borovansky